Kosht Urada Price of the state. Simply about our budget.

Будет бюджетная классификация – будет и классный бюджет

21.06.2015

Чтобы бюджетная система страны работала максимально эффективно, используются специальные механизмы группировок доходов и расходов – классификации.

При помощи бюджетной классификации можно проследить, как государство тратит деньги на выполнение своих задач и функций.

Такая классификацияпредставляет собой систематизированную группу доходов и расходов бюджета, источников финансирования его дефицита, видов госдолга страны. Таким образом, можно без труда обеспечить республиканскую и международную сопоставимость наиболее важных финансовых показателей.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств государственных учреждений и организаций.

Бюджет классифицирует:

- доходы;

- расходы (их можно представлять в нескольких видах – это и есть функциональная, экономическая, программная и ведомственная классификации);

- финансирование дефицита бюджета (откуда покрывается разница, которая есть между доходами и расходами);

- виды госдолга Республики Беларусь.

Информацию про то, как исполняются различные бюджеты по доходам и расходам, можно найти на сайте Министерства финансов РБ в аналитическом докладе «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» - он публикуется каждый квартал. Доклад за первый квартал 2015 года можно скачать здесь.

Доходы: главное - системный подход

Классификация доходов – это группировкадоходов бюджета, которая основывается на ряде нормативно-правовых актах. В зависимости от экономического содержания они подразделяются на определённые группы.

Под экономическим содержанием понимается, прежде всего, форма собственности, за счет которой формируется доходная часть бюджетов. Кроме того, учитывается и поступление источников доходов как в полную собственность государства или его административно-территориальных единиц, так и во временное пользование путем заимствования.

В свою очередь группы доходов подразделяются на подгруппы. Те делятся на виды. А виды включают в себя разделы и подразделы.

Классифицировать расходы сложнее, но вполне подъёмно

Более сложно формируетсяклассификация расходов, так как она подразделяется на несколько видов: функциональная, экономическая, программная и ведомственная.

Функциональная классификация расходов бюджетаявляется группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. То есть это картина того, куда именно, на что выделяются деньги.

Первым уровнем этой классификации являются разделы, определяющие расходование бюджетных денег на государственное управление и местное самоуправление, международную деятельность, национальную оборону, судебную власть, образование, здравоохранение и др.

Вторым уровнем являются подразделы, которые конкретизируют расходы в пределах разделов.

Ведомственная бюджетная классификациявключает в себя перечень прямых получателей средств (министерства и ведомств) с указанием объёма годового финансирования. Таким образом, группируются расходы бюджета, определяющие распределение средств республиканского и местных бюджетов соответственно.

По экономической классификации расходы бюджетов подразделяются на:

- текущие (закупка товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления, текущие бюджетные трансферты);

- капитальные (финансовые вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты).

Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.

Все программы и подпрограммы входят составной частью во все бюджеты и в отношении их также существует бюджетная классификация расходов. Эти расходы также группируются по определенным направлениям и имеют строгое назначение использования с конкретизацией по подпрограммам.

Классификация финансирования дефицита бюджета представляет собой группировку источников его финансирования для покрытия этого дефицита, исходя из видов и форм долговых обязательств.

Классификация видов госдолга Республики Беларусь является группировкой внешних государственных займов и внутренних госзаймов, исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Кто все это утверждает?

Кто утверждает все эти классификации? Зависит от уровня. Так, классификация доходов бюджетов, функциональная классификация расходов бюджета в пределах подразделов, программная классификация расходов бюджета, экономическая классификация этих расходов, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, классификация финансирования дефицита бюджета, классификация видов государственного долга страны утверждаются Министерством финансов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов областного уровня утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Минфином.

Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов).

Проблема сопоставимости бюджетов решаема.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и правовое значение. Прежде всего, она четко выделяет целевые направления деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура республиканского бюджета, позволяющая определить приоритеты в деятельности государства и путем бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей и задач. Так, в бюджете видно, какие цели государство действительно считает приоритетными и выделяет на них деньги, а какие остаются только декларируемыми.

Кроме того, детальная классификация налоговых и иных доходов бюджетов позволяет эффективно контролировать поступление бюджетных доходов. Также облегчается проблема сопоставимости бюджетов всех уровней в целях их полноценного взаимодействия.

Таким образом, хорошо выстроенная бюджетная классификация позволяет четко распределить и учитывать доходы и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой и социально-экономической политики страны.

22.06.2015

All articles